Подписка на обновления
Популярно
Электронный больничный лист

Оформление электронного больничного листа в 2020 году


Каждый работодатель должен обеспечить своего сотрудника страховкой на случай временной нетрудоспособности, а также беременности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Заболев или если произошел другой страховой случай, работник должен обратиться в медицинское учреждение и получить больничный.

Он будет служить подтверждением уважительной причины отсутствия на рабочем месте, а также понадобится для получения пособия по временной нетрудоспособности.

Но, с недавних пор, наравне с бумажным стал применяться электронный вариант листка нетрудоспособности.

Правовая база

Довольно долгое время ЭЛН (электронные листки нетрудоспособности) применялись только в некоторых регионах в качестве пилотного проекта.

Он показал себя довольно успешно и решено было расширить данную программу на федеральный уровень.

Окончательно это стало возможно с вступлением в силу Закона №86-ФЗ от 01.05.2017 года, внесшего необходимые изменения в ФЗ №255-ФЗ от 29.12.2006 г. Именно последний документ устанавливает порядок обязательного соц. страхования.

Порядок выдачи листков нетрудоспособности утвержден Приказом Минздравсоцразвития России №624н от 29.06.2011 г.

Регулирует вопрос выдачи также и ряд дополнительных законодательных и других нормативных актов (ФЗ №63-ФЗ от 06.04.2011 г., №149-ФЗ от 27.07.2006 г., №152-ФЗ от 27.07.2006 г. и другие).

Общая информация

Листок нетрудоспособности (больничный) — это официальный документ, который может быть оформлен только медицинскими учреждениями, прошедшими необходимое лицензирование и получившими лицензию на экспертизу трудоспособности.

Он является основанием отсутствия сотрудника на рабочем месте, т. е. подтверждает уважительную причину.

Но основная функция больничного — назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности.

Именно на основе этого документа работодатель оплачивает дни болезни (нетрудоспособности) сотруднику и получает возмещение пособия из бюджета ФСС.

Долгое время больничные листы оформлялись лишь в бумажном варианте с использованием специальных бланков, защищенных от подделок.

Электронный-больничный-2

Но в настоящее время при наличии письменного согласия пациента и соблюдении еще некоторых условий медицинское учреждение может оформить листок нетрудоспособности и в электронном варианте.

Важно! Согласие пациента в письменном виде для выдачи электронного больничного является обязательным.

Он имеет полное право отказаться от предложения сотрудников медицинского учреждения и получить бумажный вариант, который в дальнейшем будет должен представить в отдел кадров или бухгалтерию работодателя для получения пособия.

В настоящее время принимать или нет электронные больничные каждый работодатель решает самостоятельно.

Прямую обязанность это делать законодательство не устанавливает, а обычные (бумажные) листки нетрудоспособности никто не отменял.

Более того, у некоторых медицинских учреждений может не оказаться технической возможности оформить электронный больничный и они выпишут обычный.

Основные цели его введения

Существует довольно распространенное заблуждение, что основная цель создания системы ЭЛН была борьба с поддельными больничными.

На самом деле это не совсем так. Действительно подделать ЭЛН нет возможности. Но подобные случаи и так были редкостью.

Основной целью системы ЭЛН было упрощение взаимодействия между медицинским учреждением, страхователем (работодателем), застрахованным лицом и Фондом социального страхования.

Оформление оплаты пособия по бумажным больничным нередко вызывало немало возмущений со стороны бухгалтеров из-за специфических и довольно жестких требований к заполнению бланка.

Фактически за счет ЭЛН повышается открытость госуслуг, а работодатель получает возможность оформлять возмещение выплаченного пособия без лишних бумаг, а с помощью специального программного обеспечения.

Схема, по которой он открывается

При обращении в медицинское учреждение и начале оформления больничного листа его сотрудник может запросить у пациента письменное согласие на выдачу ЭЛН.

Он может как согласиться и подписать заявление о согласии с обработкой своих данных и выдаче ЭЛН, так и отказаться, и получить обычный листок нетрудоспособности.

Действия-застрахованного-для-получения-ЭБЛ

Важно! Оформить электронный больничный смогут только тем людям, кто прошел регистрацию на едином портале Госуслуг и подтвердил свою запись в центре обслуживания, кодом по обычной почте или через интернет-банкинг.

Если пациент дал согласие на открытие ЭЛН, то вся информация по нему вносится в информационную систему.

Для его визирования используется усиленная квалифицированная электронная подпись.

Эти сведения автоматически становятся доступны через личный кабинет самого пациента, а также информация о наличии открытого больничного будет видна в ЛК системы «Соцстрах» работодателя.

Вместо бумажного листка нетрудоспособности пациенту сообщается только номер электронного больничного.

Он отправляется в СМС или на почту, а также становится доступен в личном кабинете на портале.

Именно этот номер и должен будет сообщить сотрудник своему работодателю после выхода на работу.

Последующие действия работодателя

Работодатель после получения от работника заявления об оплате ЭЛН и его номера должен зайти в свой кабинет на портале ФСС и проверить все данные по больничному.

Действия-страхователя-при-открытии-ЭБЛ

После этого следует заполнить раздел «Заполняется работодателем». Система должна будет провести необходимые расчеты автоматически.

Получившуюся сумму пособия за вычетом НДФЛ работодатель должен выдать сотруднику вместе с ближайшей зарплатой или авансом, а документ подписать электронной подписью и отправить в ФСС.

Замечание. Вместо личного кабинета на сайте работодатель может воспользоваться специальным программным комплексом «Подготовка расчетов для ФСС» или другим специализированным ПО.

Выплата пособия по нетрудоспособности осуществляется работодателем, но Фонд социального страхования компенсирует ему эти средства (за исключением 3 первых дней болезни самого работника).

Важно! Осуществить расчет пособия сотруднику работодатель должен по-прежнему в течение 10 дней с момента получения заявления на оплату больничного.

Работодатель видит наличие больничного листа у своих сотрудников сразу при открытии.

Но просматривать подробную информацию по ЭЛН можно будет только когда он закрыт лечащим врачом.

Но зато всегда видно, кто из сотрудников ушел на больничный в текущий момент. Это особенно актуально для организаций с разветвленной структурой.

Преимущества ЭЛН

Электронный больничный явление довольно непривычное для российских граждан и работодателей, да и медицинские учреждения к нему относятся с опаской.

Но на самом деле у ЭЛН довольно много преимуществ, рассмотрим лишь основные из них:

Простота заполнения Больше не надо думать о цвете чернил, типе используемой ручке или переживать из-за случайных ошибок. Все делается на ПК и допущенную опечатку можно тут же исправить
ЭЛН не потеряется и не повредится Довольно часто пока больничный лист на руках у сотрудника он просто теряется или случайно портится. Иногда он пропадает и после передачи работодателю. В любом случае ЭЛН не повредится и никогда не потеряется
ЭЛН нельзя подделать Он хранится в централизованной базе, а для его создания и изменения нужна электронная подпись сотрудника соответствующего медицинского учреждения
Информированность работодателя В личном кабинете работодателя всегда видно, кто из сотрудников на больничном и когда ушел. После закрытия больничного по нему будет полная информация. Без проблем можно отследить больничные по сотруднику за определенный период времени

А в чем его минусы

ЭЛН избавлен от большинства недостатков бумажных больничных листков. Но он также не идеален. Впрочем, минусов у него не так уж и много.

Приведем основные из них:

Необходимость осваивать новое ПО и приобретать ЭЦП У большинства организаций уже есть электронная подпись для сдачи отчетности по ТКС и многие из них совместимы с системой «Соцстрах», а освоить программу и/или личный кабинет можно за 10-30 минут
Возможные сбои Этот минус значительно большую роль играет. Проблемы с функционированием портала бывают и исправляются они не всегда моментально. Лучше не откладывать расчет и оформления пособия по больничному листу на последний момент и делать заранее. После отладки системы на федеральном уровне она будет работать более устойчиво

Ситуация с бумажным вариантом документа

Если пациент не хочет связывать с электронным больничным или его работодатель еще не перешел на их применение, то медицинское учреждение будет обязано оформить обычный бумажный вариант документа. Они по-прежнему продолжают действовать.

Обязанности принимать ЭЛН у работодателей пока нет. Но организации не могут и требовать от своих сотрудников обязательное предоставление ЭЛН.

Если кто-то из них принесет обычный, то его надо будет оплатить и подать на возмещение в стандартном порядке.

Видео: тип документа

Хотя у многих еще имеются сомнения относительно необходимости внедрения ЭЛН они действительно способны облегчить жизнь, как сотрудникам медицинского учреждения, так и работодателю, и сотруднику.

Никаких сложностей с их оформление нет, если один раз как следует разобраться.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2021 За Налогами